ПСИХОПАТ — Маска Здравомыслия (часть1)

 

9

Специальный Исследовательский проект школы «Квантовое Будущее»

Оригинал статьи

Вообразите, — если можете, — что значит не иметь ни капли совести, никакого чувства вины или раскаяния, независимо от того, что Вы делаете; не испытывать никакого ограничивающего чувства беспокойства за благосостояние незнакомцев, друзей, или даже членов семьи. Вообразите, что вы ни разу в жизни не боролись со стыдом, независимо от того, насколько эгоистичными, ленивыми, вредными или даже безнравственными были ваши действия.

И притворитесь, что понятие ответственности неизвестно Вам, хотя другие, похоже, принимают это бремя  без сомнения, как легковерные дураки.

Теперь добавьте к этой странной фантазии способность скрывать от других людей то, что ваш психологический облик радикально отличается от их. Пока каждый просто предполагает, что совесть универсальна для всех, довольно легко скрывать, что лично Вы лишены совести.

Вина или стыд не удерживают Вас ни от единого желания, и другие люди никогда не выявят Ваше полнейшее хладнокровие.  Ледяная вода в ваших венах настолько причудлива, настолько за гранью их личного опыта, что они редко могут даже предположить ваше состояние.

Другими словами, Вы полностью свободны от внутренних ограничений, и ваша беспрепятственная свобода делать то, что вам нравится, без мук совести, удобна тем, что совершенно невидима  для мира.

Вы можете делать все что угодно, и, тем не менее, ваше странное преимущество перед большинством людей, которых сдерживает их совесть, скорее всего, останется скрытым.

Какой тогда будет Ваша жизнь?

Что Вы сделаете с вашим огромным секретным преимуществом и той форой, которую оно вам дает по сравнению с остальными людьми, обладающими совестью?

Ответ в значительной степени зависит только от того, чего вы хотите, потому что все люди разные. Даже глубоко недобросовестные не всегда одинаковы. Некоторым людям — независимо от того, имеют ли они совесть или нет — ближе сонная инерция, в то время как другие переполнены мечтами и дикими амбициями. Некоторые люди блестящи и талантливы, некоторые скучны и занудны, и большинство — с совестью или без — находятся где-то посередине. Есть люди агрессивные и мирные, люди, ведомые жаждой крови и те, кто не имеет таких аппетитов. [...]

Если Вас не остановить силой, Вы можете делать все что угодно.

Кадр из фильма «Карточный домик» (House of Cards)

Если Вы родились в нужное время, в семье с высоким социальным и материальным положением, и при этом имеете особый талант разжигать между людьми ненависть и заставлять их почувствовать себя бесправными лишенцами, Вы можете организовать убийство большого количества ничего не подозревающих людей. Имея на руках достаточное количество денег, Вы можете загребать жар чужими руками, удовлетворенно наблюдая со стороны. [...]

Безумно, страшно — и реально для примерно 4х процентов населения….

Показатель распространения анорексии оценивается в 3,43 процента, что считается почти эпидемией, и даже эта цифра — на один процент ниже, чем частота распространенности антисоциальной личности. Более широко обсуждаемые расстройства, подходящие под диагноз шизофрении, встречаются приблизительно у 1 процента населения — лишь четверть доли антисоциальной личности.  Центр профилактики и контроля заболеваний США утверждает, что «тревожно высокие» показатели по раку толстого кишечника по стране составляют около 40 случаев из 100,000.  Это в сотню раз ниже, чем соответствующие показатели для антисоциального расстройства личности.

Высокое распространение социопатии в человеческом обществе имеет глубокий эффект на остальных людей, живущих на этой планете, даже на тех, кто не пережил серьезных травм. Люди, которые составляют эти 4 процента, отравляют наши близкие отношения, опустошают наши счета в банке, сводят на нет наши достижения, наше чувство собственного достоинства, сам мир на Земле.

Тем не менее, удивительно, что многие люди ничего не знают об этом расстройстве, или если они знают, они представляют его себе только в виде агрессивной психопатии. Стереотипом являются убийцы, серийные убийцы, массовые убийцы — люди, которые явно нарушили закон много раз, и кто, если пойманы, будут заключены в тюрьму или даже казнены по закону.

Обычно мы  не знаем о существовании большого числа неагрессивных социопатов, и не идентифицируем людей, которые не являются явными нарушителями закона, и от которых наша формальная юридическая система нас практически не защищает.

Большинство из нас не усмотрит никакой взаимосвязи между замыслом этнического геноцида и, скажем, невинной лжи боссу о сослуживце. Но  психологическая взаимосвязь между этими явлениями не просто присутствует – она пугает.  Это простая и глубокая связь — отсутствие внутреннего механизма, который, говоря языком эмоций, тревожит нас, когда мы делаем выбор, который мы считаем безнравственным, неэтичным, халатным или эгоистичным.

Большинство из нас чувствует себя немного виноватыми, съедая последний кусочек торта на кухне, уже не говоря о том, что мы чувствовали бы, если бы собирались преднамеренно и систематически причинять боль другому человеку.

Те, кто не имеет совести вообще — отдельная группа людей, будь они смертоносными тиранами или мелкими подлецами.

Наличие или отсутствие совести — глубокое разделение между людьми, возможно, более существенное, чем интеллект, раса, или даже пол.

То, что отличает социопата, живущего за счет чужого труда, от того, кто иногда грабит магазины, или от капиталиста-эксплуататора — это то же, что отделяет обычного хулигана от социопатического убийцы, а именно:  социальный статус, стремление к успеху, интеллект, жажда крови или просто возможность.

Что отличает всех этих людей от  нас — пустая дыра в душе, в том месте, где должны находиться ее наиболее развитые очеловечивающие функции. [Марта Стаут, кандидат наук в области психологии, «Социопат, живущий по соседству»] (очень рекомендуется)

Для тех из Вас, кто пытается разобраться в психопатии, книга Херви Клекли «Маска Здравомыслия» будет основной и абсолютно необходимой для прочтения.  Она представляет собой исследование психопатов, не обязательно относящихся к преступному типу.

«Симпатичный», «обаятельный», «интеллигентный», «внимательный», «производящий прекрасное впечатление», «внушающий доверие», и «пользующийся успехом у женщин». Такого рода описания неоднократно использованы Клекли в его известных исследованиях психопатов. Безусловно, психопаты также «безответственны», «саморазрушительны», и т.п.. Эти описания выдвигают на первый план большие затруднения и загадки, которые окружают исследование психопатии.

Психопаты, кажется, в изобилии обладают теми самыми чертами, которые так желают иметь нормальные люди. Беззаботная уверенность психопата в самом себе кажется почти невозможной мечтой.  Как правило, именно такую уверенность стремятся приобрести «нормальные» люди, посещая разные психологические тренинги. Во многих случаях, магнетическая привлекательность психопата для представителей противоположного пола кажется почти сверхъестественной.

Основополагающая гипотеза Клекли заключается в том, что психопат действительно страдает от существенной душевной болезни: глубокого и неизлечимого аффективного дефицита. Если он действительно чувствует что-нибудь вообще, то только самые поверхностные эмоции. Он делает странные и самоубийственные вещи, потому что последствия, которые наполнили бы обычного человека позором, ненавистью к себе или просто чувством неловкости, не затрагивают психопата вообще. То, что для другого было бы несчастьем, для него просто мимолетное неудобство.

Клекли также обосновывает мнение, что психопатия весьма обычное явление в обществе. Он собрал некоторые примеры психопатов, которые, в общем, нормально функционирует в обществе в качестве бизнесменов, врачей, и даже психиатров. Некоторые исследователи считают криминальную психопатию — часто называемую   «антисоциальным расстройством личности» — как завышенные до предела проявления свойств нормальной личности.

Мы охарактеризовали бы криминальных психопатов как «неудачных психопатов».  Следовательно, в обществе могут существовать многие психопаты, которые справляются с мимикрией под норму лучше, чем те, кто попадает во внимание судебной системы и органов социальной помощи.

Харрингтон идет еще дальше, говоря, что психопат — новый человек, продукт эволюционного давления современной жизни. Другие исследователи критикуют этот взгляд, указывая реальные проблемы, от которых также страдают клинические психопаты.

Исследование «амбулаторных» психопатов — тех, что мы называем «мелкий психопат» — однако, едва началось. Очень немного известно о субкриминальной психопатии. Тем не менее, некоторые исследователи начали серьезно рассматривать идею, что важно изучить психопатию не как искусственную клиническую категорию, но как обобщенную личностную черту человека в обществе в целом. Другими словами, психопаты признаются как более или менее отдельный тип человека.

Один очень интересный аспект психопата — его «тайная жизнь», которая иногда не слишком хорошо скрывается. Кажется, что психопату периодически нужно брать “отпуск для погружения в грязь и деградацию”, точно так же как нормальные люди могут брать отпуск для поездки на курорт, где они наслаждаются пейзажами, окружением и культурой. Чтобы получить полное ощущение об этой странной “необходимости” психопата — необходимости, которая, кажется, свидетельствует, что задача “вести себя, как человек” вызывает у него большое напряжение — читайте «Маска Здравомыслия», главы 25 и 26.

Кроме того, прочитайте предположения Клекли  о том, что действительно «не так» с этими людьми. Он очень близко подходит к предложению, что психопаты — люди во всех отношениях, кроме одного:  они испытывают недостаток души. Этот недостаток «душевного свойства» делает их очень эффективными «машинами». Они могут быть блестящими интеллектуалами, писать научные работы, имитировать слова об эмоциях, но со временем становится ясно, что их слова не соответствуют действиям. Они — тип человека, который может утверждать, что убит горем, и затем отправляется на вечеринку, «чтобы забыться». Проблема вот в чем: они действительно забывают.

Будучи очень эффективными машинами, подобно компьютеру, они способны выполнять очень сложные процедуры, разработанные с целью получения от других поддержки в том, что они хотят. Таким образом, многие психопаты в состоянии достигнуть очень высокого положения в жизни. Только со временем их партнеры узнают факт, что их подъем по лестнице успеха основан на нарушении прав других. «Даже когда они безразличны к правам своих партнеров, они часто в состоянии внушить чувства доверия и уверенности.»

Психопат не признает никакого недостатка в своей душе и не видит необходимости измениться.

Психопаты в Нью-Эйдж

В настоящее время идет вал сообщений от наших читателей об их опыте общения с личностями, с которыми они столкнулись как в «альтернативных кругах», так и в обычной жизни. Надо сказать, что нас шокирует число подобных личностей, которое можно предположить на основании этих сообщений. Речь идет не о единичном явлении; кажется, мы имеем дело с пандемией!

Наша исследовательская команда и интернетная группа в течение некоторого времени были заняты исследованием и анализом особенностей и динамики этих взаимодействий и вовлеченных в них личностей. Наше исследование привело нас к идентификации их как «психопатов».  Еще они могут быть определены в группу «нарциссистов», так как нарциссизм, кажется, просто «черта» психопата или его «более умеренное» проявление.  Можно сказать, что нарциссист — это «простой, обычный психопат», который из-за своего «социального программирования», имеет меньшую склонность нарушить закон. Таким образом, они — очень эффективные «машины выживания», всю жизнь приносящие страшный вред их семьям, друзьям и деловым партнерам.

Только когда человек глубоко анализирует черты «матерого» психопата — своего рода «преувеличенного» нарциссиста — он может увидеть карикатуру тех черт характера, которые затем помогает ему идентифицировать «мелкого» психопата и/или нарциссиста.

Кажется, наш мир захвачен людьми, чей подход к жизни и любви настолько разительно отличается от давно установленной нормы, что мы совершенно не готовы иметь дело с их тактиками, в частности, с тем, что Роберт Кануп  называет «правдоподобная ложь». Он показал, что эта философия «правдоподобной лжи» захватила юридические и административные системы нашего мира, превращая их в машины, в которых люди с настоящими эмоциями разрушаются.

Недавний фильм «Матрица» задел глубинную струну в обществе, потому что отобразил эту механистическую западню, в которой многие люди застревают и не могут освободиться, потому что полагают, что все, кто их окружают и «выглядит человеком», фактически являются такими же, как они, эмоционально, духовно, и в прочих отношениях.

Возьмите, например, «юридический аргумент» как его объяснил Роберт Кануп    в своей работе «Социально успешный психопат». Юридический аргумент, по сути, лежит в основе нашего общества. На самом деле он немногим отличается от мошенничества: верят тому, что более ловок в его использовании для убеждения группы людей в чем-либо.  Поскольку эта система «юридического аргумента» медленно, но верно установилась как часть нашей культуры, то когда она вторгается в нашу личную жизнь, мы обычно не распознаем это моментально.

Люди были приучены предполагать, что другие, по крайней мере, пытаются «поступать правильно», «быть хорошими», справедливыми и честными.   Поэтому мы очень часто не тратим время на то, чтобы  внимательно присмотреться и определить, является ли человек, который вошел в нашу жизнь, на самом деле «хорошим».  И когда следует конфликт, мы автоматически падаем в обусловленное культурой предположение, что в любом конфликте одна сторона частично права в одном, а другая — в другом,  и что мы можем сформулировать мнение, чья сторона в большей степени права или неправа. Из-за того, что мы часто по жизни испытывали на себе нормы «юридического аргумента», мы автоматически думаем, что в любом споре истина находится где-то посередине.  Приложение элементов математической логики к проблеме юридического аргумента может оказаться полезным.

Предположим, что в споре одна сторона невиновна, честна и говорит правду. Очевидно, что ложь не принесет выгоды невиновному; в чем он может соврать? Если он невиновен, единственная ложь, которую он может сказать,  это сделать ложное признание — «я сделал это». Но ложь выгодна только для лгуна. Он может заявить — «я не делал этого», и обвинить другого в совершении проступка,  в то время как  обвиненный им невиновный человек будет продолжать утверждать, что ничего не делал, и говорить чистую правду.

Правда, извращенная умелым лгуном, всегда может выставить невиновного в плохом свете, особенно, если невиновный человек честен и признает свои ошибки.

Основное предположение, что истина лежит где-то между доказательствами этих двух сторон, всегда сдвигает преимущество  в сторону лгуна, и лишает преимущества человека, говорящего правду. В большинстве случаев, этот сдвиг идет вместе с обязательным извращением самой правды таким образом, чтобы принести вред невинному человеку, в результате чего преимущество всегда остается на стороне лгунов-психопатов. Даже простая дача показаний под присягой бесполезна. Если человек — лгун, то клятва под присягой для него не означает ровным счетом ничего. Однако на серьезного, правдивого свидетеля клятва под присягой имеет сильное действие. Преимущество снова переходит на  сторону лгуна. [Роберт Кануп,]

Это выдвигает на первый план одну из уникальных особенностей психопата: его кажущуюся неспособность воспринять абстрактную идею  «будущего».

Как уже отмечалось, психопаты имеют заметное преимущество перед людьми с совестью и чувствами, потому что психопат совести и чувств не имеет. Похоже, что совесть и чувства связаны с абстрактными понятиями «будущее» и «другие». Это «пространственно-временная» область восприятия. Мы можем чувствовать страх, симпатию, сочувствие, печаль, и так далее, потому что мы можем абстрактно ВООБРАЗИТЬ будущее,  основанное на наших собственных событиях в прошлом или даже просто «концепции событий» в бесчисленных вариантах. Мы можем «предсказать», как будут реагировать другие, потому что мы в состоянии «видеть себя» в них даже при том, что они существуют отдельно от нас, и ситуация несколько отличается внешне, хотя подобна в динамике. Другими словами, мы можем не только идентифицироваться с другими пространственно, но и во времени.

Похоже, что психопаты этой способности не имеют.

Они неспособны «воображать», в том смысле, что они  не могут ассоциироваться с образами прямым путем, таким, как одно «Я» взаимодействует с другим.

О, безусловно,  они могут имитировать чувства.  Но единственное реальное чувство, которое они, кажется, имеют и которое движет ими и заставляет их разыгрывать различные драмы, чтобы произвести впечатление — это своего рода «голод хищника», желание заполучить то, что они хотят.  Иначе говоря, они «чувствуют» потребность и желание как любовь, и  встреченный ими человек, не имеющий нужного/желаемого ими, описывается как «не полюбившийся» им. Более того, эта точка зрения, исходящая от «надо» и «хочу» предполагает, что в действительности имеет вес только «голод» психопата, а то, что существует «вовне», вне психопата, не является реальным, кроме как в том смысле, что оно может быть ассимилировано психопатом как своего рода «пища». Кажется, единственный вопрос, занимающий психопата, сводится к следующему: «Может ли это быть использовано или принести мне выгоду?»  Все остальное, вся его деятельность, подчиняется этому желанию.

Короче говоря, и психопат, и нарциссист (в меньшей степени) — являются хищниками. Если мы думаем о взаимодействиях хищников с их добычей в животном мире, мы можем прийти к некоторому пониманию того, что находится за «маской здравомыслия» психопата. Так же, как хищник в природе предпринимает все виды скрытных маневров, чтобы преследовать свою добычу, отрезать ее от стада, приблизиться и уничтожить ее сопротивление, так и психопат создает сложный камуфляж, составленный из слов и внешних проявлений — лжи и манипуляции — чтобы «захватить» свою добычу.

Это подводит нас к важному вопросу: что психопат ДЕЙСТВИТЕЛЬНО получает от своей жертвы? Легко видеть то, за чем они охотятся, когда они лгут и манипулируют из-за денег, вещей или власти. Но во многих случаях, типа любовных отношений и фальшивой дружбы, не так легко понять, к чему стремится психопат. Не углубляясь слишком далеко в духовные предположения — проблему, с которой Клекли также столкнулся — мы можем только сказать, что, кажется, что психопат НАСЛАЖДАЕТСЯ, заставляя других страдать. Нормальным людям нравится видеть других людей счастливыми, или делать что-то, вызывающее улыбку у других, но психопат наслаждается полностью противоположным.

Любой, кто когда-либо наблюдал кота, играющего с мышью перед тем, как убить и съесть ее, вероятно, объяснил это себе тем, что кот просто «развлекается» проделками мыши и не способен воспринять ужас и боль, переживаемые ей.  Поэтому кот невиновен в любом злом намерении; мышь умерла, кот наелся, так суждено природой. Психопаты, как правило, не едят своих жертв.

Да, в исключительных случаях динамика «кот и мышь» развивается до конца, и каннибализм имеет длинную историю, когда предполагалось, что определенные способности жертвы могли быть получены после съедания некоторой специфической части ее тела. Но в обычной жизни, психопаты и нарциссисты не доходят до этого, скажем так. Опять же,  это заставляет нас смотреть на сценарий «кот и мышь» другим взглядом. Теперь мы задаем вопрос: действительно ли это упрощение, думать, что невинного кота просто развлекает мышь, убегающая в отчаянных попытках спастись? Есть что-то в этой динамике, невидимое простым глазом? Есть ли что-то большее, чем «развлечение» проделками мыши, пытающейся сбежать? В конце концов, с точки зрения эволюции, зачем такое поведение было бы заложено в кота? Может быть, мышь становится вкуснее из-за связанных со страхом биологически активных веществ, которые затопляют ее маленькое тельце? Возможно, цепенеющая в ужасе мышь является «пищей для гурмана»?

Это значит, что мы должны пересмотреть наши идеи о психопатах с немного другой точки зрения.  Мы точно знаем: многие люди, которые переживают взаимодействия с психопатами и нарциссистами, сообщают, что у них «высосали всю энергию»; они путаются в мыслях и зачастую впоследствии испытывают ухудшение здоровья. Значит ли это, что часть динамики, часть объяснения, почему психопаты ищут «любовные отношения» и «дружбу», которые якобы не могут привести к заметной материальной выгоде — это из-за того, что есть фактическое потребление энергии?

Мы не знаем ответа на этот вопрос. Мы наблюдаем, мы теоретизируем, мы размышляем и выдвигаем гипотезы. Но, в конце концов, только сами жертвы могут определить то, что они потеряли в динамике — и это зачастую намного больше, чем материальные вещи. В определенном смысле, психопаты — поедатели души или «психофаги».

Судя по всему, совесть зависит от способности  вообразить последствия. Но большинство «последствий» имеет отношение к некоторому виду боли, и психопаты действительно не понимают боль в эмоциональном отношении. Они понимают расстройство от неполучения желаемого, и для них это боль. Фактически же они как будто оценивают ситуации через элементы Теории Игр: что они получат от этого, и что нужно будет для этого затратить? И эти «затраты» не имеют никакого отношения к чувству унижения, причинению боли, проблемам будущего, или  к любой из других возможностей, которые рассматривают нормальные люди, делая выбор. Короче говоря, нормальным людям почти невозможно даже вообразить внутреннюю жизнь психопата.

Это ведет нас к пониманию действительно выдающейся черты психопатов: способности уделять  нераздельное внимание тому, что их сильно интересует. Некоторые врачи-клиницисты сравнили это с концентрацией, с которой хищник преследует его добычу. Это полезно, если Вы находитесь в обстановке с немногими переменными, но большинство реальных жизненных ситуаций  требуют, чтобы мы обращали внимание сразу на множество вещей. Психопаты часто обращают так много внимания на получение того, что они хотят, что они не в состоянии замечать сигналы опасности.

Например, некоторые психопаты зарабатывали репутацию бесстрашных летчиков-истребителей во время Второй Мировой Войны, преследуя цели подобно терьеру, вцепившемуся в лодыжку. Притом, эти пилоты зачастую не следили за такими неинтересными деталями, как  количество топлива, высота, местоположение, и позиции других самолетов. Иногда они становились героями, но чаще они погибали или становились известными как спецы-одиночки с авантюрной жилкой, на которых нельзя положиться ни в чем, кроме как в их заботе о себе. [Хэйр]

1  2  3  4


Вернуться на предыдущую страницу

⇑ Наверх
⇓ Вниз