Туристы со всего мира стягиваются к The High Line в Нью-Йорке — парку в Манхэттене, построенному на месте нерабочей железной дороги и превратившемуся в городской заповедник трав, цветов и деревьев. Этот парк был разбит в 2009 году на месте заброшенной железнодорожной ветки на высоте 10 м над городом.
Концепцию узкого высотного парка разработали нью-йоркские архитекторы Field Operations в соавторстве с Diller Scofidio + Renfro. В результате проведенных работ получилась прогулочная зона длиной 2,3 км, усаженная деревьями и кустами. На превращение заброшенных рельсов в парк Highline потребовалось $150 млн — $50 млн из них выделила мэрия Нью-Йорка, остальные деньги вложили частные инвесторы.
Вдохновленные успехом The High Line американские архитекторы, в настоящее время хотят уйти глубже под Манхэттен и создать Lowline — первый в мире подземный парк. Специалисты RAAD Studio предложили разбить парк на заброшенной трамвайной станции под землей — по соседству с действующим метро. Парк Lowline сможет предложить жителям города места для отдыха, художественных выставок, музыкальных выступлений, чтений и детских мероприятий. Проект парка под названием Lowline потребует $50 млн инвестиций и нескольких лет на сооружение. Авторы идеи рассчитывают открыть парк в 2018–2020 годах.
Место, которое в будущем будет называться Lowline, на протяжении последних 107 лет именовалось трамвайной станцией у Уильямсбургского моста. Это подземный вокзал для трамваев, открытый в 1908 году. Сюда по мосту приезжали жители Бруклина, направлявшиеся в Манхэттен. В 1948 году вокзал закрыли: на поверхности рельсы демонтировали, чтобы пустить по улицам автомобили, а подземное помещение площадью 60 тыс. кв. футов (около 5,5 тыс. кв. м) осталось заброшенным.
В непосредственной близости от бывшей остановки трамвая осталась станция метрополитена, которая используется и сегодня. Ежедневно пассажиры подземки могут увидеть заброшенные туннели с оставшимися следами от убранных рельсов и уцелевшими проводами в желобах на сводчатом потолке. С 2001 года на заброшенной трамвайной станции проводят экскурсии.
В 2009 году на площадку обратил внимание архитектор Джеймс Рэмси. Архитектурное бюро Рэмси под названием RAAD Studio расположено в двух кварталах от заброшенного вокзала. Объединив усилия с архитектором Дэном Барашем, Рэмси предложил концепцию подземного парка в 2011 году. «Мы просто возьмем пространство, которое никем не используется, но которое можно использовать», — говорит Дэн Бараш, который отвечает за социальное продвижение инновационных технологий.
За прошедшие шесть лет Джеймс Рамси и Дэн Бараш создали некоммерческую организацию, которая проводит все подготовительные работы и технические изыскания для будущего строительства. К примеру, инженеры составили диаграмму движения солнечного света по улице Делэнси, под которой и будет разбит парк — это исследование позволит запрограммировать уловители солнца для трансляции солнечного света под землю. Светоуловители планируется разместить на крышах соседних зданий, затем через сеть зеркал свет окажется на уровне земли, а потом пойдет по оптоволоконному кабелю под землю. В RAAD Studio утверждают, что технология позволит сохранить достаточно солнечного света, чтобы под землей в растениях проходил процесс фотосинтеза. Список подходящих кустарников и деревьев уже разработал Бруклинский ботанический сад. Опытный образец представили публике в 2012 году.
Поднять посещаемость подземного парка поможет торгово-жилой массив Essex Crossing, который начнут строить по соседству в этом году. Помещения коммерческой недвижимости общей площадью 176 тыс. кв. м будут построены к 2024 году. В RAAD Studio рассчитывают связать Essex Crossing с парком подземным переходом-галереей. Такое соседство поможет и Lowline, и ретейлерам — с зоной отдыха в пешей доступности привлекательность торговых площадей может повыситься.
До сих пор все начинания RAAD Studio, связанные с Lowline, финансировались на общественных началах: на счету проекта несколько успешных кампаний по сбору средств на сервисе Kickstarter. На вопрос о целях проекта Рэмси и Бараш говорят о создании нестандартной зоны отдыха в перегруженном мегаполисе и вовлечении детей в науку. В настоящее время авторы запустили несколько образовательных проектов в окрестных школах и колледжах, где ученики могут собственными силами доработать проект Lowline и предложить новые способы его использования.