Водородный автомобиль Toyota Mirai

 

2

Японский автомобильный концерн Toyota объявил о старте продаж на внутреннем рынке первого в мире серийного автомобиля с водородным двигателем. Модель получила название «Тойота Мирай» , что в переводе с японского означает «будущее». Над водородными автомобилями лучшие инженеры мира работают уже с десяток лет, но лишь сейчас этот амбициозный проект впервые попытались поставить на коммерческие рельсы. Седан «Тойота Мирай» работает только на водороде, а вместо вредных выхлопов производит чистую воду.

Впервые Toyota Mirai была представлена на публике еще в 2013 году. Серийное производство автомобиля стартовало год спустя, а на прошлый год был запланирован старт продаж в Японии, США и Европе. Однако из-за бюрократических проволочек потребители, сделавшие предварительные заказы, получили свои водородомобили только сейчас.

Toyota Mirai демонстрирует широкий спектр преимуществ автомобиля нового поколения. Инновационный седан обладает уникальным дизайном и обеспечивает удовольствие от вождения благодаря превосходной управляемости, достигнутой за счет рекордно низкого центра тяжести. Инновационный автомобиль на водородных топливных элементах также удобен в использовании, как и модели с двигателем внутреннего сгорания или гибридной силовой установкой.

Удобство «Мирай» обеспечивают значительный запас хода (650 километров) и экспресс-заправка баллона водородом всего за 3 минуты. По скоростным характеристикам машина не уступает своим обычным собратьям: она способна развить скорость до 180 км/ч, а до 100 км/ч разгоняется за 9 секунд.

Силовая установка TFCS (Toyota Fuel Cell System) максимальной производительностью 114 кВт сочетает преимущества топливных водородных элементов и гибридного привода. TFCS обладает большей энергетической эффективностью по сравнению с двигателем внутреннего сгорания и не выделяет при работе CO2 и других вредных выбросов. Toyota Mirai выделяет только воду при использовании.

Энергия в уникальном двигателе автомобиля вырабатывается за счет реакции окисления водорода внутри электрохимического генератора. Мощность электромотора составляет 136 лошадиных сил. На полном баке седан может проехать около 650 км, а стоимость заправки бака в расчете на 1 км составляет всего $0,1.

Цена седана Toyota Mirai в Японии составляет около $60 тыс. При этом правительство страны объявило, что все покупатели экологичных седанов получат от государства субсидии в размере $17 тыс.

Ранее считалось, что на смену автомобилям, сжигающим углеводороды, придут их электрические собратья, заряжающие аккумуляторную батарею от обычной сети. Однако в последние годы это утверждение перестало быть таким уж очевидным: в водородной энергетике произошел настоящий прорыв, позволивший вплотную приблизиться к выпуску массового продукта по рентабельной цене. Долгие годы изысканий и миллионы долларов, вложенные в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, дали результат: за пять лет, прошедших с презентации предыдущей версии водородного автомобиля, стоимость топливной системы удалось снизить в 20 раз.

Всё говорит о том, что экологически чистые автомобили станут лишь первым вестником заката эры углеводородов. Автомобили на топливных элементах в ближайшее десятилетие навяжут серьезную конкуренцию традиционным авто, оснащенным двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В перспективе «водородная революция» в корне изменит всю мировую экономику. Новая эра в энергетике начинается уже сегодня: автогиганты запускают в массовую продажу автомобили с водородными двигателями, а власти ряда стран собираются законодательно запретить использование машин на бензине, дизтопливе и газе.

Производство автомобилей «Тойота Мирай». Фото: Kyodo News/ Actionpress/ TASS

В ближайшее время на рынок водородных автомобилей планирует выйти и Honda. Компания начинает продажи модели FCV в 2016 году. Впрочем, для повсеместного распространения водородомобилей пока что слишком много преград. Даже если не брать в расчет слишком высокую цену на саму машину, основной проблемой является производство топлива. Сейчас его, как правило, добывают из природного газа с выделением углекислого газа. Так как объемы производства относительно небольшие, то и парниковый эффект получается минимальным. Однако если водород начнут добывать таким образом для сотен миллионов автомобилей, озоновый слой продырявится в два счета. Получать топливо экологичным способом очень дорого, что губит идею тотальной водородомобилизации на корню.

Другая очевидная проблема - отсутствие заправочной инфраструктуры. Сейчас по всему миру создано в экспериментальных целях не более тысячи заправок. Так что первым счастливым обладателям «Тойота Мирай» еще очень долго придется решать вопрос, где бы заправиться.

Однако у смекалистых японцев есть идеи для решения обеих задач. Они предлагают добывать топливо из канализационных стоков (попутно утилизируя последние) или использовать побочный водород, получаемый на разного рода химических производствах. Говорят, его в мире получают столько, что хватит для заправки 250 млн седанов Mirai. Что касается нехватки заправок, то создать инфраструктуру с нуля за 20 лет - вполне решаемая задача, было бы желание, говорят в Стране восходящего солнца. В пример приводят Америку периода автомобилизации, где разветвленная сеть АЗС была построена в кратчайшие сроки. В частности, власти Токио планируют к Олимпийским играм 2020 г. создать в городе и окрестностях целую сеть водородных заправок, потратив на эти цели €360 миллионов.

В Toyota надеются, что к 2025 г. по японским дорогам будут ездить не менее 2 млн водородомобилей. После того как будет достигнута критическая масса машин, коммерциализация проекта выйдет на новый уровень, и кривая распространения автомобилей будущего стремительно пойдет вверх.

Массовое же распространение водородных автомобилей будет означать слом всей существующей мировой энергетической системы. Ведь водородные силовые установки можно будет применять для электрификации и отопления домов, а также в производственных целях. Начнется стремительный закат эры углеводородов, за которым последует изменение расстановки сил в глобальной экономике.


Вернуться на предыдущую страницу

⇑ Наверх
⇓ Вниз