Как «разводят» пациентов?

 

2

22 мая ВЦИОМ обнародовал данные опроса, согласно которым уровень недоверия врачам с 2010 года вырос с 35 до 55 процентов. Одна из причин — коммерциализация медицины, целью которой становится не столько помощь пациентам, сколько зарабатывание денег. С тем, как нам навязывают совершенно ненужные, но дорогостоящие медицинские услуги — сталкивалсяЮ пожалуй, каждый из нас. Ведь каждый из нас — пациент и каждый, увы, платил за лечение деньги. Как говорил Михаил Жванецкий — «Даром лечиться — это даром лечиться». Но так было в СССР. А сейчас, даже заплатив приличную сумму лично доктору (или внеся деньги в кассу по прейскуранту), нет никакой уверенности в том, что нас будут лечить. Вполне возможно, что нас просто станут «доить», вынуждая тратить все больше и больше.

Как обманывают пациентов при получении медуслуг и реально ли защититься? Давай те попробуем разобраться в этом и узнать как работают схемы «развода».

Пациентов «разводят» по нескольким нехитрым, но очень эффективным схемам, противостоять которым довольно трудно.

1. Вы приходите в клинику, и вам тут же назначают кучу анализов: крови, мочи и чего угодно. А потом — дорогостоящие обследования — например, компьютерную томографию (КТ), или МРТ, или УЗИ. И поскольку вы в медицине ничего не понимаете, то не сможете разобраться, нужно ли вам все это. Вы просто заплатите.

2. Второй способ «развода» — признать ваш случай очень сложным и отправить к другим специалистам. Есть, например, даже негласное «правило четырех врачей». Это значит, что вы как врач должны показать пациента еще трем специалистам — чтобы они оценили ваш «тяжелый случай». Разумеется, за прием у каждого доктора пациент заплатит. А потом, в свою очередь, коллеги приведут «трудного» пациента вам. И все заработают, всем будет хорошо. Кроме самого пациента.

3. Третий способ — назначение ненужных процедур. Например, физиолечения, которое реально может быть совершенно ненужным.

И нет ни одной сферы медицины, где бы пациента не «разводили» на деньги. Сегодня любая врачебная помощь — хоть стоматологическая, хоть гинекологическая — в той или иной степени коммерческая. Потому что это просто бизнес. В уставе любой частной клиники четко сказано, что цель деятельности — извлечение прибыли.

В государственных клиниках помощь, к счастью, бесплатна. Но — только в рамках ОМС. Вот и получается: хотите пломбу не цементную, а хорошую — платите. Хотите услугу вне стандартов ОМС — деньги в кассу. И выбора для пациентов нет от слова совсем. 

В Москве, с услугами по ОМС, все гораздо лучше, чем в регионах. Ведь в полис ОМС, в каждом регионе входит разный набор и объем медицинских услуг ("территориальная программа государственных гарантий"), а в Москве он больше, чем в большинстве других регионов (с большой вероятностью - самый большой). Но даже в Москве, платные услуги навязываются практически каждому пациенту. Все это касается ситуаций, когда пациенту при получении бесплатной медицинской помощи навязывают платные анализы, исследования и так далее.

Московская территориальная программа ОМС и так достаточно широкая. Город в последние годы модернизировал всю систему здравоохранения, закупил медицинское оборудование европейского уровня, резко повысил доступность поликлиник. Но даже Москва не в состоянии бесплатно оказывать любую медицинскую помощь! Так что платность в муниципальных медучреждениях все равно сохранится — это объективно. Главное, чтобы помощь была качественной. Сейчас — в связи с беспрецедентным ростом зарплат медиков — город сохранил кадры для муниципальной медицины. Так что на качество услуг вполне можно надеяться. А вот в частных клиниках, где зарплата врачей напрямую связана с числом пациентов, речь часто идет не столько о качестве, сколько о количестве ваших денег.

В этом контексте, система ДМС — единственная структура, обеспечивающая хотя бы частично защиту пациента. Однако, клиники, работающие по прямым договорам с пациентами, за наличные, не подвержены никакому контролю. И таких клиник сегодня большинство. Стандартный же набор медицинского «фастфуда» включает кабинеты врачей-консультантов и процедурные комнаты. Назначения делают несколько узких специалистов, чья задача — выявить у всякого, переступившего порог заведения, именно ту патологию, которая предусматривает проведения лечебных процедур из имеющегося в клинике ассортимента.

В последние годы, наибольшей популярностью пользуются разнообразные методы борьбы с неспецифическими проблемами и симптоматической патологией. К ним, в первую очередь относятся болевые синдромы, а также всевозможные расстройства вегетативной и психоэмоциональной сферы. Пациенты с подобными проблемами, как правило, имеют широкий спектр жалоб, что позволяет выявить у них патологию практически в любой области. Таким образом, всякий человек, даже случайно попавший в «сеть клиник», имеет мало шансов вырваться из её цепких рук.

 

Сегодня, как только вы согласились оплачивать медуслуги — через кассу или лично врачу, — вас могут начинать «разводить». Ведь пациент — идеальный покупатель услуг. Он же пришел не просто так, а потому что ему больно и он хочет от этой боли избавиться. То есть, он сильно замотивирован. Кроме того, он практически не может проверить то, что говорит врач, он абсолютно зависит от другой стороны сделки (а покупка медуслуги — это именно сделка). Помимо этого, он не может отказаться, если ему сказать, что от этой услуги зависит его жизнь. Вот и получается, что человек платит, надеясь получить медицинскую помощ, а врач продает услуги — «удовольствие» полежать в палате или на операционном столе.

На смену привычной рекламе в СМИ приходят агрессивные методы ловли клиентов, заимствованные у коллег-сетевиков, торгующих товарами и услугами широкого потребления. На рынке большим спросом пользуются базы пациентов, заимствованные в государственных медицинских учреждениях. Продажа электронной базы приносит неплохой доход тому, кто тайком выносит её из районной поликлиники или диспансера.  

Однако, за неимением готовой базы, сетевые call-центры не гнушаются и использованием обычных телефонных справочников, обзванивая в алфавитном порядке всех без исключения жителей близлежащих районов. Содержание телефонных звонков примитивно простое и сводится к «приглашению» посетить клинику, специализирующуются как раз на имеющейся у телефонного абонента проблеме. Каждому, кому посчастливилось получить подобное приглашение, обещается качественное и полноценное обследование и лечение у «лучших опытных специалистов». Во многих случаях пациентов заманивают предложением бесплатной консультации. И пациенты с надеждой откликаются на эту заманчивую рекламу, не догадываясь, что вся «бесплатная первичная консультация» сведется к назначению стандартного комплекса услуг, на которых держится коммерческий успех данного медицинского центра.

Удерживать пациентов, получивших это «предложение», в стенах здания — задача следующей линии обороны — «менеджеров», «администраторов» или «консультантов» сетевой клиники. Вне зависимости от принятого в учреждении наименования, на такие должности, как и в работники call-центров, обычно набираются, люди, не имеющие медицинского образования. Профессиональным качеством здесь является способность производить благоприятное впечатление на клиента и уговаривать последнего на согласие с заготовленным для него коммерческим предложением.

Большим спросом в коммерческих клиниках пользуются процедуры, объем которых был заметно сокращен в государственных медицинских учреждениях. Практически полностью в коммерческую сферу перекочевала реабилитация и физиотерапия. С массовой ликвидацией данного вида медпомощи, вся восстановительная медицина стала платной и сосредоточилась преимущественно в частном секторе. Причины сокращения различны, но результат — весьма похож. Иногда это происходило как всвязи с действительно низкой эффективностью части таких процедур, но в большинстве случаев — в результате продуманного лоббирования представителей коммерческой медицины в органах управления здравоохранением. 

Так популярная услуга «прокапаться» частично перекочевала из больниц и поликлиник в дневные стационары. А проведение пункций, блокад, мышечных, суставных и внутривенных инъекций стало проводиться в значительно меньшем объеме. Одновременно, коммерческие клиники взяли на себя выполнение дефицитных в государственной системе процедур ЛФК, мануальной терапии, массажа и рефлексотерапии.

Четко прослеживается негативная тенденция к росту числа предложений наиболее дорогих, при этом вовсе не самых эффективных процедур. Так одними из лидеров среди популярных и прибыльных методов лечения в последние годы считаются гирудотерапия и мануальная терапия. В ряде клиник можно обнаружить повальное назначение пациентам любого профиля биологических добавок, в частности, хондропротекторов, а также гомепатических средств и экзотических «препаратов», например, мумиё.

К большому счастью, в наши дни, довольно активно развивается телемедицина. Получить консультацию с её помощью можно не встречаясь с врачом лично. Конечно, такой «удаленный» врач тоже может быть заинтересован, чтобы вы пришли к нему лично и заплатили еще, но иногда бывает, что сами условия его работы не предполагают дальнейших личных консультаций, тогда гарантий его честности больше. И несмотря на то что телемедицинские сервисы стали доступны для граждан не так давно, некоторые из них уже приобрели довольно большое число постоянных пользователей.

Так, в 2017 году компания «Медскан» запустила «Модуль здоровья» — проект, который помогает людям удалённо консультироваться с врачами, заниматься профилактикой здоровья и сдавать необходимые анализы. В «Яндекс.Здоровье» на сегодняшний день проведены десятки тысяч успешных онлайн-консультаций специалистов разного профиля. ПАО «МТС» в партнерстве с федеральной сетью медицинских клиник «Медси» объявили о запуске телемедицинской платформы SmartMed, на базе которой планируется развивать комплекс продуктов и услуг цифрового здравоохранения. Несколько решений опосредованно относящихся к телемедицине есть у «Мегафона».

Портфель пользователей прикрепленных к телемедсервису «Доктора рядом» насчитывает сегодня более 4 млн человек, а годовые абонементы на круглосуточный доступ к сервису «Теледоктор 24» имеют более 50 тыс. клиентов. Но в связи тем, что телемедицина у нас слишком забюрократизирована, поликлиники не очень спешат устанавливать диалог с пациентами через Интернет. Так что, доступны такие услуги, к сожалению, далеко не всем гражданам нашей огромной страны.

Кстати, по итогам опроса, который провели эксперты Высшей школы экономики, 50 процентов респондентов считают правильным до обращения к врачу почитать информацию о болезни в Сети или сделать интернет-диагностику. Сегодня, как рассказывают авторы исследования, в Сети доступно более 20 тысяч (!) ресурсов по диагностике и профилактике различных болезней. Они предлагают, в частности, отслеживать самочувствие, выдавать рекомендации по лечению и лекарствам, проводить расшифровку анализов и симптомов. Больше всего такими сервисами увлекаются представители «Поколения Y» (generation Y) или, как их еще называют, «миллениалы» — люди, родившиеся после 1980 года.

Именно они, в первую очередь изучают симптомы в Сети, покупают препараты в онлайн-магазинах и самодиагностируются через веб-сервисы. Врача  «миллениалы» посещают в крайнем случае, озвученный им диагноз нередко ставят под сомнение. При этом сами представители «поколения игрек» осознают, что риск получить неверный диагноз при самодиагностике довольно высок. По итогам опроса этого боятся 35 процентов пациентов. Столько же озабочены проблемой результативности самолечения. Однако нежелание обращаться к врачам все равно пересиливает. А базируется это нежелание на недоверии к медикам, плохом обслуживании в медорганизациях, на назначении дорогих или неэффективных лекарств и на недоступности, по разным причинам, медицинских услуг. В результате, мы наблюдаем крайне нехорошую тенденцию.

К чему могут привести самодиагностирование и самолечение? К неприятным последствиям и накопленным болезням. Ведь, какими бы продвинутыми ни были компьютерные программы, они никогда не заменят профессионального врача. И выход тут один — выстраивать нормальную государственную систему бесплатной и доступной для всех медицинской помощи. 

Сегодня, консультации многих узких специалистов можно получить в консультативно-диагностических центрах и поликлиниках. Но есть проблема: во-первых, приема в КДЦ довольно долго ждать. Часто — несколько недель. Во-вторых, частенько они расположены далеко дома, в другом районе/городе, куда нужно ехать. И ехать часто — далеко.

В итоге работающий человек встает перед дилеммой — терять день/половину рабочего дня (если с работы отпустят) и обращаться за медицинской помощью по ОМС, или быстро пройти обследование и получить консультацию рядом с домом, но в платной клинике. И часто, он выбирает второй вариант, попадая таким образом на медицинский «конвейер», цель работы которого — получить как можно больше денег.

Вообще, в последние годы, в медицине произошел парадигматический сдвиг. Она стала бизнесом. И с этим трудно что-то сделать, потому что все сдвинулось в мозгах многих врачей. Врач уже не лечит. Он зарабатывает. И даже если, врач понимает, что это неправильно, стыдно, он конечно же оправдывает себя — «я просто немножко перестрахуюсь, вреда-то не будет». А это «немножко» для пациента — время, деньги и часто риск. Риск потерятьсамое главное, что есть у каждого из нас. Риск потерять собственное здоровье.

В общем, спасение утопающих... Ну, сами знаете. А пока что, единственный вариант не попасть на «развод» — искать хорошего врача и лечиться по знакомству. 

КСТАТИ

Один из способов, который активно практикуют врачи, — рецепты на фирменном бланке клиники. Как правило, врач рекомендует обращаться в строго определенную аптеку, где пациенту с этим рецептом сделают скидку. Скидку и правда делают, но само лекарственное средство очень дорого, а врач потом получает от аптеки процент за каждого клиента. Чтобы не стать жертвой «развода», выясните цены на лекарство в других аптеках. А лучше купите его аналог — средство с тем же действующим веществом, но более дешевое.


Вернуться на предыдущую страницу

⇑ Наверх
⇓ Вниз