Татьянин день и День студента

 

1

25 января в России традиционно отмечается Татьянин день! Так случилось, что именно в Татьянин день, в 1755 году, Императрица Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий», и Татьянин день стал официальным университетским днем.  В те времена он назывался Днем основания Московского университета. С тех пор Святая Татиана считается покровительницей студентов. Изначально праздник был официальным университетским праздником, но постепенно он стал пользоваться успехом у всех студентов.

В историческом контексте 25 января, в первую очередь, — День святой мученицы Татьяны. Имя Татиана — греческое и в переводе на русский означает — учредительница, устроительница. Жила святая Татьяна в конце II - начале III века в Риме, была дочерью знатных и богатых родителей. Отец ее тайно исповедовал христианство и дал дочери христианское воспитание. В годы преследования христиан при императоре Александре Севере была подвергнута страшным истязаниям, но не отказалась от христианской веры и погибла.

Но как же получилось, что патронессой и покровительницей студентов, стала святая великомученица Татиана? Поговаривают, что за это следует благодарить любовь к своей матушке Татьяне Ростиславской небезызвестного фаворита императрицы господина Шувалова, который решил открытие университета сделать своеобразным подарком матери на день её именин, поэтому и предоставил проект на подписание Елизавете Петровне именно этим числом. «Дарю тебе университет», — сказал он ей 12 января (25-го по новому стилю), когда императрица подписала Указ о его создании — «для подготовки ученых сынов государства». Лишь поначалу празднования проходили довольно скромно — молебном в университетской церкви и ужином. Но уже к середине XIX века праздник студентов набрал обороты.

Беннер, Жан Анри — Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1821) и Лосенко А.П. — Портрет И.И.Шувалова. (1760)

В 60-70-х гг. XIX века Татьянин день окончательно превратился в неофициальный студенческий праздник со своими традициями и ритуалами. В одном из своих шуточных фельетонов А. П. Чехов в 1885 г. писал о Татьянином дне: «В этом году выпили всё, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замёрзла... Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили «Gaudeamus», горла надрывались и хрипели... Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

В. А. Гиляровский вспоминал, что толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись втроём, вчетвером на одном извозчике и горланили, рифмуя «спьяна» и «Татьяна». Под утро швейцары «Стрёмны» и «Яра» подписывали мелом на спинах молодежи адрес, и их развозили по домам «уцелевшие» товарищи.

Л. А. Толстой посчитал своим долгом опубликовать статью «Праздник посвящение 12 января». В ней он сравнивает ежегодное веселье «самых просвещенных людей» с любым престольным деревенским праздником на Руси, где религиозное событие есть лишь повод предаться пьянству и «удариться в загул».

Это был самый шумный день в городе. Действие разворачивалось на Никитской, Тверском бульваре, Трубной площади. Студенты группками и целыми толпами, пешком и на извозчиках, горланя песни, заполняли собой старый центр. Их опьяняло чувство свободы. Природа брала своё. Юноши месяцами отсиживали лекции, корпели над учебниками, повторяли снова и снова опыты, многие подрабатывали — но в этот день студенты позволяли себе раскрепоститься и пуститься во все тяжкие. Они нарочито громко пели — орали, утверждая свои права на этот день, демонстрируя свободу и самодостаточность. Классический студенческий гимн «Gaudeamus igitur» сменялся политически неблагонадёжной «Дубинушкой». Полиция же в этот день студентов не арестовывала. А ежели и приближались, то козыряли и осведомлялись: «Не нуждается ли господин студент в помощи?». Арестовывать и даже задерживать студентов в их праздник не рекомендовалось.

Одной из традиций Татьянина дня были кошачьи концерты под окнами «Московских ведомостей». Нередко эти окна просто били. Студенты так осознавали свои права — ведь эта официозная газета некогда была первой и единственной городской газетой, которую редактировали профессора и печатала типография университета.

В этот праздник отменялись все различия — возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные — все они ощущали себя согражданами «учёной республики». Маститые учёные и важные чиновники, преуспевающие присяжные поверенные и модные журналисты ощущали себя в этот день «старыми студентами». Они вспоминали прекрасные дни своей молодости. Это был и их день тоже. Именно поэтому с лёгкостью и быстротой день основания одного университета стал общим студенческим праздником всей страны. Татьянин день праздновался повсюду. Он объединял профессоров, студентов нынешних и «бывших» по всей России.

Студенты из богатых, «белоподкладочники», пристойно отметив праздник с родными и переодевшись во что-нибудь попроще, присоединялись к своим товарищам. Их уже ожидали хозяева трактиров, пивных и ресторанов. Они не запирали двери своих заведений, но заранее тщательно готовились. Самым знаменитым и гостеприимным был ресторан «Эрмитаж», где для такого случая роскошная мебель была предусмотрительно заменена простыми столами с лавками, дорогие зеркала убраны, а полы покрыты толстым слоем опилок. Так свободнее себя чувствовали гости и спокойнее — хозяева.

Для студентов в этот день кухня готовила только холодные закуски. Подавалась водка, дешёвое вино и пиво. За стол усаживались все вперемешку — любимые профессора, популярные журналисты, студенты, адвокаты, земские деятели. Эта объединявшая их трапеза, общий стол имеет древний смысл! Где, в каком ещё случае могут собраться в подобной располагающей обстановке люди столь разного положения, но с одним, общим для всех, и потому особенно дорогим, чувством?

Владимир Гиляровский, описывая Татьянин день, с полным правом говорит о популярности рифмы «пьяна — Татьяна». Да, это был разгульный, порой до безобразия разгульный праздник. Стройная последовательность речей сменялась общим громким разговором, где-то пели, поднимали на столы особенно любимых ораторов, каких-то почтенных бородатых профессоров качали, одному от восторга разбили очки, другому порвали сюртук... Здесь распускались языки даже во времена самой злейшей реакции. Речи, которые здесь произносились, нигде больше нельзя было повторить, по крайней мере, ещё год.

А вот как описывают этот день «Пермские губернские ведомости» в 1899 г. встречу выпускников «...По случаю годовщины Московского университета в Общественном собрании состоялся товарищеский ужин бывших воспитанников высших учебных заведений. Вспоминали юность, годы студенчества... Особенно восторженно был принят тост, провозглашенный в стихах А. Кавалеровым:

Вошло у нас в обыкновенье
Чтить almas matris день рожденья
В кружке её родных сынов
Обычай сей уже не нов:
Из поколенья в поколенье
Он переходит от отцов...»

После революции, пришедшие к власти большевики внесли свои коррективы, заменив «Татьянин День» на «День пролетарского студенчества», а празднование «Татьяниного Дня» и вовсе запретили.

В 1992 году, когда на должность ректора Московского Университета был назначен Виктор Антонович Садовничий, празднование Татьяниного Дня было возобновлено.

Наши современники отмечают 25 января с официального позволения президента России. Указ президента России № 76 от 25 января 2005 года «О Дне российского студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских студентов.

Времена изменились, изменились традиции празднования, но не изменилась суть праздника, он остается одним из любимых дней студентов. И сегодня, наверное, трудно отыскать в России студента, не знающего о существовании Дня студента и не отмечающего этот праздник.

Татьянин день — это праздник не только студентов. Это праздник всех тех, кто независимо от национальности и возраста до сих пор чувствует в себе дух студенчества. И давайте под девизом: «Будем веселы и пьяны в день красавицы Татьяны» весело и шумно отмечать этот праздник.


Вернуться на предыдущую страницу

⇑ Наверх
⇓ Вниз