В книге о Ричарде Рамирезе, сатанисте-«ночном Сталкере», автор описал молодую студентку, которая сидела на предварительных слушаниях и посылала любовные письма и свои фотографии Рамиресу. «Я чувствую такое сострадание к нему. Когда я смотрю на него, я вижу по-настоящему красивого парня, который испортил себе жизнь, просто потому что рядом не было никого, кто бы вел его» — сказала она. [Хэйр]
К сожалению, как мы видим, психопаты не ощущают недостатка в жертвах, потому что очень много людей готовы и желают играть эту роль. И во многих, многих случаях, жертва просто отказывается верить свидетельствам того, что она является жертвой. Психологическое отрицание отгораживает человека от знания, причиняющего боль, и люди, которые много вложили в свои фантазии, часто не способны признаться себе, что их обманывают, потому что это слишком болезненно. Чаще всего, это женщины, которые твердо придерживаются традиционной женской роли, с сильным чувством долга и стремлением быть «хорошей женой». Она может полагать, что, если она будет терпеть или просто переждёт неприятности, ее муж преобразится. Когда он игнорирует ее, оскорбляет, обманывает или использует ее, она может просто решить, что надо «стараться быть заботливее и добавить энергии в отношения». Ей кажется, что если она так поступит, он, в конечном счете, заметит ее усилия и увидит, как она дорога для него, и затем он в благодарности падет на колени, и будет обращаться с ней, как с королевой.
Мечты, мечты …
Фактически, такая абсолютно преданная женщина, целиком посвятившая себя роли достойной жены, позволила подобным сказкам исказить свое чувство реальности. Действительность же состоит в том, что она обречена на жизнь, полную плохого отношения и горького разочарования, пока «смерть не разлучит нас».
Одно из базовых предположений психотерапии — то, что пациент нуждается в помощи от беспокоящих его эмоциональных проблем. Психопат же не думает, что у него есть какие-либо психологические или эмоциональные проблемы, и не видит никакой причины изменить свое поведение в соответствии стандартам, с которыми он лично не согласен. Психопаты вполне довольны собой и своим внутренним состоянием. Они не видят ничего неправильного в своем образе мышления или действиях, и никогда не смотрят назад с сожалением или вперед с беспокойством. Они чувствуют себя как высшие существа во враждебном мире, в котором другие — конкуренты за власть и ресурсы. Они чувствуют, что оптимальное действие — управлять и обманывать других, чтобы получить то, что они хотят.
Большинство терапевтических программ просто предоставляют им новые оправдания их поведения, так же как и лучшее понимание уязвимости других. Через психотерапию они изучают новые и лучшие способы управлять. Чего они НЕ делают, так это изменять свои собственные представления и ориентиры.
Один психопат, изученный Хэйром и его командой исследователей, был в программе групповой терапии в тюрьме. Тюремный психиатр написал о нем в своем отчете: «Он хорошо прогрессирует…, Он, как кажется, уже больше заботится о других, и утратил в значительной степени свое преступное мышление».
Два года спустя, сотрудник Хэйра интервьюировал этого человека. Здесь надо заметить, что частью этого более точного исследования было условие, что ничто, сказанное испытуемыми Хэйру или его сотрудникам, не могло и не должно быть передано администрации тюрьмы; психиатры держали свое обещание, чтобы гарантировать откровенность рассказчика. Если психопаты знают, что они не понесут наказания за сказанное, то они любят прихвастнуть своим мастерством в обмане других. Человек, которого тюремный психиатр похвалил как продемонстрировавшего значительные улучшения, был описан сотрудницей Хэйра как «самый ужасающий правонарушитель, которого она когда-либо встречала, который открыто хвастался о том, как он обвел тюремный персонал вокруг пальца, заставив их поверить в свое исправление». «Ну и народ» – говорил он. «Кто разрешил им практиковать? Я не отдал бы им на психоанализ своего пса! Он бы врал им все время, точно так же, как я».
Психопаты совсем не «хрупкие» личности, как говорит Роберт Хэйр после многих лет исследования. То, что они думают и делают, исходит из «твердокаменной личностной структуры, которая чрезвычайно стойка к внешним влияниям». Многих из них годами защищают от последствий их поведения родственники и друзья, действующие из лучших побуждений. Пока поведение психопатов остается бесконтрольным или безнаказанным, они продолжают идти по жизни без особых неудобств.
Некоторые исследователи считают, что психопатия — результат некоторых младенческих проблем в сфере эмоциональной привязанности. Доктор Хэйр полностью перевернул эти представления после многих лет исследования обстоятельст жизни психопатов. Он говорит:
У некоторых детей сам дефицит эмоциональной привязанности — признак психопатии. Вероятно, что у этих детей нет способности к установлению эмоциональных связей, и соответственно этот их недостаток привязанности является в значительной степени результатом, а не причиной, психопатии. [Хэйр]
Иначе говоря, они рождаются такими, и вы не можете их исправить.
Для многих людей идея ребенка-психопата почти невероятна. Однако факт таков, что истинными психопатами рождаются, а не становятся. Хотя действительно, есть психопаты, «ставшие» такими, но они обычно отличаются от «врожденного психопата» во многих аспектах.
Клинические исследования исчерпывающе демонстрирует, что психопатия не появляется внезапно, из ниоткуда, у взрослого человека. Первые симптомы обращают на себя внимание в детстве и юности. Порой родители психопатов ЗНАЮТ, что с ребенком что-то не то, еще до того как он идет в школу. Такие дети демонстрируют упрямую устойчивость к влиянию социализации, необъяснимо отличаясь от других детей. Они более «трудные», «своенравные» или «агрессивные», или до них «невозможно достучаться». Они не идут на близость, холодны, держат дистанцию и совершенно самодостаточны.
Одна мать сказала: «Мы никогда не могли сблизиться с нею, даже когда она была маленькой. Она всегда пыталась все делать по-своему, добиваясь этого либо умильными улыбками, либо истериками. Образ милой раскаявшейся шалуньи ей здорово удавался …»
К сожалению, детская психопатия — реальность, и если ее не распознать, то результатом могут быть годы тщетных попыток обнаружить, что не так с ребенком, и самообвинения родителей. Хэйр пишет:
По мере того, как признаки социального расстройства становятся более настойчивыми, мы более не имеем роскоши игнорировать психопатию в определенных детях. Половину столетия назад Эрви Клекли и Роберт Линднер предупредили, что неудача в распознании психопатов среди нас уже вызвала социальный кризис. Сегодня наши социальные учреждения — наши школы, суды, психиатрические клиники – так или иначе, противостоят кризису каждый день, но неведение в вопросах реальных проявлений психопатии по-прежнему присутствует. […]
В прошлом десятилетии нашим глазам предстала неизбежная и ужасающая действительность: драматическая волна детской преступности, которая угрожает сокрушить наши социальные институты. […] Дети младше десяти лет, способные на бессмысленное насилие, которое раньше считалось уделом закоренелых взрослых преступников. […] Во время написания этих строк, маленький город в западном штате отчаянно пытается разобраться с девятилетним преступником, который предположительно насиловал и терроризировал других детей под угрозой ножа. Он слишком молод, чтобы предстать перед судом, и не может быть отдан в органы опеки, потому что, по словам представителя ювенальной юстиции, «такое действие может быть предпринято, когда в опасности находится ребенок, а не его жертвы». [Хэйр]
Почему кажется, что мы имеем настоящую эпидемию психопатии? Социобиологи предполагают, что увеличение психопатии — выражение определенной генетически основанной репродуктивной стратегии. Проще говоря, многие имеют несколько детей и посвящают много времени и усилий заботе о них. Психопаты систематически сходятся и расстаются с большим количеством женщин. Они экономят свою энергию на воспитание детей, и таким образом, психопатические гены распространяются как пожар. Социобиологи не говорят, что сексуальным поведением людей кто-то сознательно управляет, только что “природа” создала их определенным образом так, чтобы это происходило эффективно.
Поведение женщин-психопаток отражает ту же самую стратегию. «Ничего, рожу еще одного» — холодно ответила одна психопатка при допросе об инциденте, в котором ее двухлетняя дочь была избита до смерти одним из ее многочисленных любовников. Когда ее спросили, зачем ей другие дети (двое из них были изъяты органами опеки), она сказала «я люблю детей». В очередной раз можно наблюдать противоречие между выражаемой эмоцией и поведением.
Похоже, что навыки обмана имеют адаптивную ценность в нашем обществе. И факты говорят о том, что психопаты часто оказываются победителями в гонке жизни (взять, например, хотя бы Джона Ф. Нэша).
В настоящее время, в эзотерическом сообществе происходит нечто очень тревожное, а именно, идет разговор о так называемых «детях Индиго». Венди Чепмэн, одна из авторов, наиболее усиленно продвигающих эту идею, пишет:
Дети Индиго - поколение, рождающиеся в настоящее время, а также большинство из тех, кому сейчас 8 лет или меньше. Они другие. Уникальные особенности детей Индиго отличают их от детей из предыдущих поколений. [...]
Эти дети – нонконформисты, которые зачастую восстают против авторитетов; они чрезвычайно чувствительные или хрупкие, как эмоционально, так порой и физически; они очень талантливые или интеллектуально одаренные и часто также одаренные метафизически, обычно интуитивные, очень часто получают диагнозADD (СДВ — синдром дефицита внимания), очень сопереживающие и сострадательные ИЛИ очень холодные и черствые, и мудры для своих лет. Похоже ли это на Вас или вашего ребенка?
В нашем мире, жизнь детей Индиго сопровождается трудностями, которые им приходится преодолевать. Их чрезвычайно высокий уровень чувствительности трудно понять и оценить родителям, которые не разделяют эту черту. Высокий процент одаренности среди них необычен. Их нонконформизм, неприятие системы и дисциплины будут мешать им в детстве и, возможно, даже в их взрослые годы. Это также то, что также поможет им достичь великих целей, например, изменения образовательной системы. Быть Индиго нелегко, но в этом их предназначение, их миссия. Дети Индиго — те, кто пришел, чтобы поднять вибрацию нашей планеты! Они ответственны за то, чтобы привести нас к просвещению, необходимому для вознесения.
Очень похоже на серьезный случай отрицания и принятия желаемого за действительное. Но, как мы уже понимаем, психологическая действительность — просто инструмент для Теологической Действительности, и возможно, читатель уже понял, что за серьезное дело эти «дети Индиго». Госпожа Чепмен любезно предоставила список признаков «ребенка Индиго». Давайте взглянем на ее список с учетом того, что мы уже знаем о психопатах:
Имеют сильное самоуважение, связь с источником
Знают, что их место — здесь и сейчас, пока им не скажут иначе
Имеют ярко выраженное самоосознание, чувство собственного Я.
Имеют трудности с дисциплиной и подчинением авторитету
Отказываются следовать приказам или указаниям
Нетепеливы, находят мучительным ожидание в очереди
Фрустрированы ритуально-ориентированными системами, которые не требуют творческого подхода.
Часто находят способы улучшить или оптимизировать какую-нибудь деятельность, дома и в школе.
Большинство являются нонконформистами.
Не поддаются на попытки апеллировать к чувству вины, признают только серьезные объяснения
Легко впадают в скуку при выполнении порученных кем-то задач.
Имеют выраженные творческие способности
Легко отвлекаются, могут делать много дел одновременно
Имеют развитую интуицию
Эмпатия или очень развита, или совершенно отсутствует
Абстрактное мышление развивается очень рано.
Являются одаренными и/или талантливыми, очень умны.
Им часто дается или подозревается диагноз СДВ (Синдром дефицита внимания) или СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), но при желании они могут сосредоточиться на том, что делают
Яркие мечтатели, порой с провидческими талантами
Имеют очень старые, глубокие, мудрые глаза
Обладают духовной мудростью и/или экстрасенсорными способностями
Чаще открыто выражают гнев, а не сдерживают его, и потому могут иметь проблемы с гневом и яростью
Нуждаются в нашей поддержке, чтобы раскрыть себя
Пришли сюда изменить мир — чтобы помочь нам жить в большей гармонии и мире друг с другом и поднять вибрацию планеты
Вышеозначенный список включает некоторые определенно психопатические поведенческие черты наряду с чертами одаренных детей. Мы должны задаться вопросом: зачем эти две категории детей объединены в одно целое?
Откуда возникла идея «детей Индиго»? Фраза «дети Индиго» был введена Нэнси Энн Тэйпп в ее книге, «Поймите вашу жизнь через цвет» (1982) и относится к цвету в ауре этих детей. Госпожа Тэйпп дала интервью Джен Тобер для ее книги «Дети Индиго» (1999), в котором, в частности, заявила: «Эти маленькие дети — все, кого я видела до сих пор, кто убивает своих одноклассников или родителей — были Индиго».
Это не остановило Тобер от того, чтобы написать свою книгу и объявить, что эти дети – «духовные Мастера, существа, полные мудрости, преподающие здесь нам новый способ бытия». Чтобы сгладить наличие факта, что «не все Дети Индиго наполнены безоговорочной любовью, терпимостью и толерантностью», последователи этой идеи заявляют, что «дети Индиго» требуют специального обращения и «особого подхода», потому что они так особенны, деликатны и чувствительны.
Как бы не так. Они — психопаты, и у них совершенно другая задача. И так или иначе, они это знают и стремятся сделать так, что об их потомстве хорошо позаботились, и чтобы достаточное количество психопатов выросло, не будучи точно идентифицированными.
Однако нет никакого объяснения крайностям, до каких доходят «истинно верующие», чтобы найти оправдание тому, что оправдать невозможно. Элизабет Кирби, деловая женщина из южной Калифорнии, которая «занималась метафизическими практиками в течение 21 года», пишет:
Услышав о стрельбе в школе, я поняла: это стреляли дети Индиго. Побоище в школе Колумбайн было настолько ужасным, что это привлекло всеобщее внимание. Моя старшая дочь тогда говорила мне: «Поскольку они (Эрик Харрис и Дилан Клеболд) были Индиго, они хотели это сделать, ну и сделали. Ни раскаяния, ни чувства вины, ничего – они просто взяли и перестреляли этих людей, потому что им так захотелось, им это было надо». У детей Индиго нет чувства вины, которое могло бы их сдержать, и, поскольку они не признают авторитетов, они просто считают, что правила – не для них.
Мейнстримные американские писатели, такие как Джонатан Келлерман, приравнивает школьных стрелков Индиго к психопатам – темным сущностям, хулиганам, аферистам, сталкерам, мучителям, серийным убийцам и тем, кто убивает для острых ощущений. Я не верю, что эти дети Индиго, которые взяли оружие в школу, чтобы вредить другим детям — психопаты. Их дразнили, над ними издевались, и они ощущают себя мстителями, справедливо карающими за нанесенный им вред. Они не убивают просто для острых ощущений убийства. Эти дети знают, что школьной системе необходимы внутренние изменения, и они выбрали насилие, чтобы сделать свое заявление, дать нам сигнал проснуться. Некоторые из этих метафизических детей Индиго без колебания используют насилие для того, чтобы вызвать изменения в мире и привести нас к просвещению.
Насилие со стороны Индиго существует, и оно продолжится, по крайней мере, среди существующего поколения детей Индиго. В связи с недавними случаями насилия со стороны Индиго, мы видим, как должна быть изменена школьная система, и насколько необходимо обратиться к проблемам школьных издевательств и травли. По мере того, как Дети Индиго вступают во взрослую жизнь, их задачи переместятся из школьной системы в другие наши системы, например, наши социальные, политические и судебные системы. Тимоти МакВей, взорвавший административное здание в Оклахома-Сити, является Индиго.
Удивительно, не правда ли? Вы уловили смысл комментария: «Некоторые из этих метафизических детей Индиго без колебания используют насилие для того, чтобы вызвать изменения в мире и привести нас к просвещению?»
Нет ли в этом некоего противоречия? Не притянут ли за уши этот аргумент? Как насчет полного отрицания проблемы?
В данный исторический момент привлекательность психопатии велика как никогда. Кинофильмы о психопатах пользуются огромной популярностью. Хэйр спрашивает «Почему? В чем объяснение той потрясающей власти, которую личность без совести имеет над нашим коллективным воображением?» Один теоретик предполагает, что люди, которые восхищаются, верят, или идентифицируют себя с психопатами, сами отчасти психопатичны. Взаимодействуя с психопатом, даже периферийно, они способны вуайеристически наслаждаться внутренним состоянием, не сдержанным ограничениями этики. Таким образом, эти люди получают возможность приобщиться к агрессивным и сексуальным удовольствиям без какого-либо риска для себя.
Для нормальных людей, такие фильмы могут служить напоминанием об опасности и разрушительном действии психопата. Их будет пробирать дрожь от ощущения чего-то холодного и темного, дышащего им в шею. Для других, людей с плохо развитым внутренним Я, такие кинофильмы и прославление психопатического поведения просто служат ролевой моделью для серьезного насилия и хищничества против других.
Некоторые психологи предлагают рационализацию психопатического поведения, объясняя его ранней травмой, перенесенным насилием, и т.д. Проблема в том, что этот аргумент не подтверждается, одним за другим конкретными случаями.
Похоже, что качество семейного воспитания оказывает единственное влияние на психопата, а именно, модулирует его самовыражение и конкретное поведение. Психопат, растущий в благополучной семье и имеющий доступ к положительным социальным и образовательным ресурсам, мог бы стать корпоративным преступником, или, возможно, теневым предпринимателем, коррумпированным политический деятелем, адвокатом, судьей и пр. Другой человек с теми же самыми чертами, но лишенный воспитания, мог бы стать обычным мошенником, бродягой, наемником, или уголовником.
Т.е. социальные факторы и методы воспитания только формируют выражение расстройства, но не имеют никакого эффекта на неспособность человека ощутить сочувствие или развить совесть.