Трудно переоценить влияние марки Сomme des Garçons на формирование современной парфюмерии, особенно нишевой, артистической её части. С появлением первых изданий Comme des Garçons возникла новая эстетика; их первые абстрактные, урбанистические, индустриальные ароматы, появившиеся в 90-х годах, пришлись по вкусу многим, особенно прогрессивной молодёжи. Пресс-релизом Odeur 53 («настоящая революция», «пыль на лампочке, тонер, чернила и батареи — 53 ингредиента, ранее никогда не использовавшихся в парфюмерии» и т.п.) вдохновляется сейчас каждая третья нишевая марка, создавая свою концепцию.
Некоторые их ароматы уже стали безусловной классикой (с 1994 года всего их было выпущено примерно 75), а многие идеи, поначалу казавшиеся странными и непонятными, оказались стартом новых парфюмерных тенденций. Но, увы, законы рынка диктуют свои условия и некоторые композиции Comme des Garçons были сняты с производства и обернулись коллекционной редкостью.
Тем не менее марка очень ревностно относится к своему наследию и в связи с этим сделала весьма щедрый подарок поклонникам: в начале лета Comme des Garçons перевыпустили десять культовых «архивных» ароматов в линейке Olfactory Library. Практически все из них (точнее, 9 из 10, за исключением одеколона CdG Eau de Cologne, созданного Марком Бакстоном в 1994 году вдогонку к дебютному аромату в легендарной «фляжке»), являлись частью ушедших тематических серий, а всего в истории марки таких «серийных» линеек было восемь.
Предлагаю отмотать время немного назад и вспомнить те ароматы, благодаря которым марка заслужила практически неограниченный кредит доверия у своих поклонников.
Первая серия была выпущена в 2000 году и официально называлась Comme des Garçons Series 1 Leaves («Листья») — это были пять ароматов, обыгрывающих зеленые травянистые оттенки: Mint, Calamus, Lily, Shiso, Tea.
В Mint Бертрана Дюшофура сладковатая карвонная кучерявая мята украшена горькой зеленью гальбанума и сдобрена пряностями, в его же Shiso специфический запах шисо, трудно поддающийся описанию, находится в компании кумина и цитрусов (увы, его сейчас достать практически невозможно, но скоро увидит свет Nomenclature Shi-so, тоже авторства Дюшофура — аромат, впечталивший большую часть команды Fragrantica). Calamus (аир, растение, корень которого используется в качестве пряности, имеет запах травянистый, древесно-специевый, со сладковатыми цитрусовыми, как у имбиря, нюансами) в этом аромате открываются овощные, пиразиновые аспекты зелёного запаха за счёт нот дягиля и сельдерея.
Lily, которая субъективно мне кажется скорее ландышем, чем лилией, это зелёная водянистая белоцветочная композиция, а Tea — аромат свежезаваренного чая, сложный букет всевозможных нюансов, свойственных этому напитку: от напоминающих цедру насыщенных альдегидов и аспектов розы до терпеновой терпкости и тяжелого цветочного индольного баса. Из этой весёлой компании Calamus и Lily снова с нами и в обновлённом дизайне (теперь они выходят в белых флаконах объемом 50 мл).
Вторая серия, вышедшая годом позже — «красная» Comme des Garçons Series 2 Red — как нетрудно догадаться, посвящена различным ароматным субстанциям красного цвета.
В эту серию входят Carnation, Harissa, Palisander, Rose и Sequoia. Carnation — гвоздика (цветок), усиленная гвоздикой-пряностью. В случае с запахом гвоздики меня всегда поражает тот факт, что аромат как цветка, так и пряности обусловлен одним и тем же веществом — эвгенолом; при этом во многих языках гвоздика-цветок и гвоздика-пряность называются совершенно разными словами (в английском — carnation и clove соответственно) и лишь в русском они совпадают. Цветочный тон гвоздики усилен розой и жасмином, а гвоздика-пряность подчеркнута пряным специевым блоком. Harissa (харисса) — очень популярный в Тунисе и некоторых других странах соус, чем-то напоминающий аджику, из перца чили, зиры, кориандра, соли и оливкового масла. Иногда в соус добавляют мяту, лимонный сок и томаты, в праздничный вариант — розовые лепестки. В этом аромате аккорду красного перца аккомпанируют контрастные специи, в первую очередь, мускатный орех, шафран и кардамон. Palisander — теплый древесно-камфорный аромат с нотами кедра, специй и бальзамических смол. Rose — роза с зелено-металлической геранью в окружении фруктово-ягодных аккордов, а Sequoia — ещё одно дерево, но уже в кожано-удовом обрамлении с нотами крепкого алкоголя и каро-карунда (тропического цветка, к которому парфюмер Бертран Дюшофур относится с особой любовью и чей аромат отчасти напоминает иланг-иланг, жасмин, туберозу и османтус). В «библиотечное» переиздание из этих ароматов попали Palisander и Sequoia.
Третья, ладанная, серия Comme des Garçons Series 3 Incense, выпущенная в 2002 году, стоит в этом списке особняком. Возможно, это самая успешная из всех линеек: как минимум, все пять ароматов, входящих в неё, успешно продаются и по сей день. Про ладанные ароматы Comme des Garçons написано огромное количество отзывов и обзоров, отмечу лишь, что именно эти чёрные баночки в своё время стали причиной повального увлечения ладанной темой, быстро дошедшей и до массового сегмента. И по сей день многие нишевые марки считают своим долгом иметь в линейке ладанную композицию, которая, по сути, почти всегда является потомком одного из пяти гарсоновских ладанов. Упомяну лишь, что CdG Avignon в качестве примера для подражания называла Сара Джессика Паркер в процессе создания своего дебютного аромата Lovely — об этом подробно рассказывает Чандлер Берр в своей книге The Perfect Scent. A Year Inside the Perfume Industry in Paris and New York.
Четвертая серия Comme des Garçons Series 4 Cologne, вышедшая в том же 2002 году, включает три забавных одеколона: Anbar с явной фужерной брадобрейной коннотацией, Citrico c терпким розмариновым штрихом, скругленным сандалом, и Vettiveru c дымным ветивером и пряностями. Ароматы существовали в исполинском пол-литровом сплешевом формате и также в объёме 125 мл со спреем, который можно было скрутить и заменить обычной крышкой.
В пятой серии (Comme des Garçons Series 5 Sherbet) тоже только три аромата на тему щербета (сорбета) — традиционного для определенных стран лакомства, холодного напитка или мороженого из фруктового сока. Cinnamon начинается c бодрого цитрусового всплеска и постепенного согревается корицей и шафраном, в Peppermint ментольная прохлада подчеркнута кардамоном и противопоставлена тёплым пряностям и амброво-мускусному комплексу, а Rhubarb — это ревень, чуть украшенный тропическими фруктами и ванилью. Про эти ароматы можно смело сказать, что Дюшофур, их создавший, сильно опередил время. Более десяти лет потребовалось для того, чтобы эти идеи стали поняты, а ароматы с солирующей мятой и ревенем прочно обосновались на парфюмерных полках.
В 2004 году появляется, пожалуй, самая скандальная и эпатажная серия марки, пятерка из Comme des Garçons Series 6 Synthetic: Dry Clean («Химчистка»), Garage («Гараж»), Skai («Кожзам»), Soda («Газировка»), и Tar («Деготь, гудрон»). Эти ароматы были помещены в полупрозрачные пластиковые флаконы-пеналы, внутри которых находились черные полиэтиленовые пакеты, явно своим внешним видом цитирующие мешки для мусора, в которых, собственно, и находилась парфюмерная жидкость — даже самые хардкорные поклонники могут назвать это «ароматами» с большой натяжкой.
«Химчистка» воспроизводила запах растворителей, озона и лака для ногтей, «Гараж», как и положено, пах бензином-керосином, машинным маслом и разложенными на грязной холщовой тряпочке гаечными ключами, Tar неизменно вызывает улыбку у городских жителей, потому что пахнет разогретым асфальтом, гудроном и сигаретными «бычками», Soda, самая, пожалуй, яркая тут композиция — это эффект стреляющего в нос углекислого газа (суперпорция альдегидов и немножко цитрусов в нарочито синтетической белоцветочно-мускусной заливке) и Skai, впрочем, довольно милый, лабданумно-замшевый, со специями, но с необходимой и обязательной в нашем случае дозой пластика и неопрена. Все эти запахи стоило придумать хотя бы для того, чтобы потом создавать дурацкие рейтинги типа «десять самых странных ароматов, о существовании которых вы даже не догадывались». Трепещите: Garage, Soda и Tar снова в продаже!
Седьмая серия тоже, на мой взгляд, несколько опередила время: вышедшая в 2005 году Comme des Garçons Series 7 Sweet посвящена всеразличным десертам и сластям, но 12 лет назад парфюмеры могли себе позволить не делать гурманские композиции так плоско прямолинейно, как это происходит сейчас.
Wood Coffee — это чашечка эспрессо и плошка карри в паназиатском кафе, к запаху кофе (с кардамоном, конечно) примешиваются ароматы имбиря, ванили, лакрицы, миндаля и пачули. Burnt Sugar — мой личный кошмар: тёплое молоко с мёдом, ванилью и пряностями, к счастью, с читаемым анисовым аспектом, за который можно простить автору остальные компоненты. Spicy Cocoa — так и есть, шоколадка с цукатами и пряностями. Sticky Cake — в общем-то, не такой уж сладкий и липкий, а нам сейчас есть с чем сравнить: кумариново-гелиотропиновая холодная умеренная сладость с бальзамическими и ирисовыми нюансами, родственник всевозможным парфюмерным лукумам. Nomad Tea (ароматный чай, смесь черных и зеленых сортов с сушеными цитрусовыми корочками и мятой) — в аромате это травяной чай с неожиданными горьковатыми полынными тонами и фруктово-цветочным фоном. Из этой великолепной пятерки снова с нами Sticky Cake и Nomad Tea.
Последняя на настоящий момент (выпущена в 2008 году), восьмая серия Comme des Garçons Series 8 Energy C состоит из трёх ароматов Grapefruit, Lemon и Lime, три бодрящие жизнерадостные цитрусовые композиции, чьим девизом стали слова "Wake up. Feel alive. Be positive."
Итак, в 2017 году была выпущена Olfactory Library — десять ароматов в белых флаконах объёмом 50 мл. Сейчас коллекция представлена эксклюзивно «Цветном», но вскоре появится и в других магазинах «Рив Гош», однако, насколько мне известно, некоторых позиций поставлено в Москву совсем немного, поэтому советую поторопиться. Цена одного флакона — 6 900 руб.
Источник: fragrantica.ru
Автор: Матвей Юдов