Первобытные народы не считали лет, просто теплый сезон сменял для них дождливый, за ним приходил снежный, а после долгих холодов приходила оттепель. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим. Именно весна ассоциировалась у древних с обновлением, поэтому большинство народов отсчитывали Новый год с первого месяца весны: В Древней Месопотамии Новый год начинался 21 марта, когда начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели — в Евфрате. Именно поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками.
В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил. Для древних египтян разлив Нила означал обильный урожай, обеспечивавший пищей миллионы жителей долины. Именно это время и было для них началом нового года. В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение поднимали лица к южному небу, стараясь первыми заметить, когда взойдет над горизонтом самая яркая звезда — Сириус. Ее появление на небосклоне и означало наступление Нового года.
Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Подготовка к встрече Нового года в Древнем Египте начиналась задолго до разлива реки. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, запасали масла и смолы. Даже бедняки старались сшить новое платье и передники к всенародным праздникам. Жрецы рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился у реки, бурно приветствуя прибывающие массы воды. Впереди людской толпы стояли жрецы храмов. В реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров а статуи бога Амона (с которым иногда отождествляли Хапи) ставили в лодку, которая плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм. Специальные сосуды наполняли «святой водой» из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной. А свободные в это время от работы египтяне навещали друзей и родственников, и вместе с ними поминали предков и славили богов.
Древнеегипетский Новый год связывают и с еще с одним культом — богиней любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За два ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года — «ночь Ра», когда происходила битва бога солнца с богами тьмы — проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участвовали фараон и его жена. Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма. С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался солнечный свет — мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира.
В Древнем Риме долгое время Новый год наступал 1 марта. В 46 г . днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь — тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. После этого первым днем Нового года стали считать первый день января. Свое название январь получил в честь римского бога — двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперед к будущему.
Кстати, обычай дарить новогодние подарки пришел к нам из Древнего Рима. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году. «Желаю тебе благоприятного и счастливого Нового года», — писали римляне на новогодних подарках, иногда прибавляя шуточные стихи. Празднования продолжались несколько дней. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.
В Древнем Вавилоне Новый год наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны, пора возрождения, высадки семян и цветения. Во время праздника правителя отсылали из города и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь.
Древнеперсидский праздник Навруз отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. Слово «навруз» переводится с персидского как «Новый день». За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни. В канун праздника все мирились, наполняли все кувшины зерном, ключевой водой или молоком — в надежде на щедрый урожай и благодатные дожди. В утро Навруза нужно было завершить приготовление еды, уборку, украшение дома гранатовыми и яблоневыми ветками и выбросить мусор. После этого накрывали «достархан» — скатерть со множеством национальных блюд, сладостей и напитков. И устраивали праздничный пир.
В Древней Индии, Новый год начинался 21 марта. Индия просыпалась от зимнего сна вместе с Новым годом, люди загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него свое украшение.
Древние кельты встречали Новый год после сбора урожая, осенью. Самайн или «Самхейн» (Samhain) праздновали в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это был один из четырех главнейших кельтских праздников. В современном мире его заменил знаменитый Хеллоуин — канун Дня всех Святых. Самайн считался временем, когда исчезала граница между обычным миром. Это представляло большую опасность, поэтому, в ночь с 31 октября на 1 ноября никому нельзя быть одному. И кельты предпочитали собираться все вместе, пировать (накануне забивался скот для праздника), петь, танцевать и веселиться, пытаясь отогнать призраков. Проводились массовые гуляния в Таре — священной столице древних кельтов — народ состязался в различных играх и скачках. Кроме того, на Самайн гасились очаги во всех домах, а друиды разжигали ритуальные костры, от которых в Новом году очаги в домах зажигались снова.
Иудейский Новый год Рош ха-Шана празднуется также осенью. Отмечается два дня — 1 и 2 иудейского месяца «тишрей», что соответствует примерно 27 сентября, хотя иногда он переносится на октябрь. Его название переводится с иврита «глава года». Рош ха-Шана — это годовщина создания богом Яхве этого мира. В эти два дня месяца «тишрей» Бог судит человеческие души и предопределяет судьбы в Книге жизни на следующий год, в котором каждому воздастся за его грехи и добрые дела. Именно поэтому традиционное пожелание в Израиле в этот день: «Хорошей вам записи в этом году».
Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года так же, как и многие другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.
У славян, история Нового года связана с языческим божеством Колядой и праздновался Новый год в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог — каравай — по форме тоже напоминал солнце. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» — магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки. «Колядование» часто сопровождалось «ряженьем» в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие.
Издревле на Руси верили, что события новогодней ночи будут проецироваться на предстоящие 12 месяцев. Так что не рекомендовалось, например, выполнять тяжелую и грязную работу, иначе весь год пройдет в тяжком труде без отдыха. А чтобы весь год радоваться обновкам, в Новый год надевали все самое красивое, новое, гадали, соблюдали новогодние традиции и обращали внимание на новогодние приметы.
Новый год в России затягивается на несколько недель. Люди с воодушевлением празднуют сначала западное Рождество, потом Новый Год, после православное Рождество — 7 января, и напоследок — 13 января — отмечают уже совершенно непонятный иностранцам праздник — Старый Новый Год. Под Новый год гадают, (причём, в разных странах гадают по разному) призывают удачу, счастье, любовь и прочие блага. Так, например, говорят что есть такая примета: «как Новый год встретишь, так его и проведешь». А ещё считается, что «в новогоднюю ночь исполняются все желания». Способов загадать новогоднее желание существует множество, вот, например, один из них: нужно заранее коротко написать свое желание на бумажке самого маленького размера и во время боя курантов, сидя за богато накрытым новогодним столом, нужно успеть поджечь эту бумажку от свечи, пепел высыпать в свой бокал с шампанским и все это выпить, мысленно проговаривая свое желание.
Конечно, новогодние традиции в разнвх странах могут быть самыми разными. Главное, чтобы Новый год был радостным праздником Надежды и Обновления. Чтобы все невзгоды оставались в прошлом и не случались в будущем, и чтобы рядом, на празднике, с вами всегда были близкие и родные люди. С Новым годом!