Не каждый сотрудник компании считает дресс-код необходимым элементом корпоративной культуры. Многие говорят, что подобная «уравниловка» лишь ограничивает их свободу, не позволяет самовыражаться и носить вещи, которые годами висят в шкафу без дела. Между тем руководители уверены, что именно строгий деловой стиль в одежде формирует имидж организации, делает ее сотрудников единым целым и, что важно, исключает ненужное в рабочем процессе обсуждение гардероба коллег.
HR-менеджеры уверены, что корпоративный дресс-код способен даже из разношерстной толпы сделать одну большую команду. Именно из-за этого «волшебного» свойства офисного стиля почти все современные начальники ратуют за строгие костюмы, колготки в 30-градусную жару и классические черные или коричневые туфли.
Корпоративный дресс-код отражает дух компании, ее систему ценностей. Поэтому каждая стабильная организация имеет свой дресс-код, прописанный или негласный свод правил, касающийся внешнего вида сотрудников. Большинство компаний предписывают своим сотрудникам выбор определенного стиля и формы одежды, однако достаточно строгих правил дресс-кода придерживаются лишь 8% работодателей. Во многих современных компаниях деловой дресс-код становится все более демократичным и к сотрудникам, которые по долгу службы не находятся постоянно на виду, не предъявляются слишком строгие требования. Но, чем серьёзней компания, тем более жёсткие у неё требования к дресс-коду.
Наиболее строгий корпоративный дресс-код можно обнаружить в юридических фирмах и финансовых учреждениях. Целевая аудитория, с которой работают сотрудники этих организаций, требует от них определенного внешнего вида. Скажем, консультанты, имеющие дело с владельцами и директорами крупных компаний, чтобы вести диалог на равных, должны выглядеть под стать им. Банковские работники своим внешним видом обязаны производить впечатление стабильности, надежности и консервативности. А вообще, если в организации стремятся к дисциплине, упорядоченности, регламентации, то деловой стиль одежды будет в ней совершенно естественным.
Требования к одежде сотрудника могут быть детально оговорены в трудовом контракте, а за нарушения дресс-кода, могут предусматриваться санкции. Не так давно в интернете активно обсуждалась презентация дресс-кода для женщин работающих в компании «Газпром-Нефть». При помощи красочных фотографий документ иллюстрирует все «можно» и «нельзя» делового стиля нефтяного гиганта. Строгий дресс-код есть и в других нефтяных и финансовых компаниях. Так, например, в «Лукойле» в джинсах запрещено появляться даже журналистам. Важной составляющей корпоративной культуры является наличие строгого и обязательного дресс-код в компании «Роснефть». Работа в банке или консалтинговой компании также подразумевает строгий деловой стиль одежды — деловой костюм и галстук, однако, по пятницам (casual Friday), во многих организациях допустимым считается стиль smart casual, но это только в том случае, если вы не идете на встречу к клиенту.
Отличным примером корпоративного дресс-кода являются требования к внешнему виду работников в компании «Роснефть». Внешний вид сотрудников компании «Роснефть» должен соответствовать одому из четырех стилей: Business Best, Business Traditional, Business Casual и Business Friday. При участии в официальных мероприятиях на высшем уровне сотрудники должны выбрать стиль Business Best. Во время официальных визитов и встреч с иностранными делегациями, на торжественных мероприятиях и на собраниях акционеров мужчины должны носить строгий деловой костюм темного цвета, желательно темно-синего или темно-серого. Из обуви следует выбрать кожаные туфли темного цвета со шнурками. Носки должны быть обязательно черные.
Строгий деловой костюм для женщин должен состоять из жакета и юбки или жакета и платья. Допускается брючный костюм, но он должен быть темного цвета (предпочтительно синий, черный или темно-серый). Летом, в жаркую погоду, в офисной одежде для женщин допустимы светлые цвета. Блузка или сорочка должна быть светлая. Из обуви следует выбрать туфли темного цвета зимой, светлых оттенков — летом или туфли, сочетающиеся с цветом костюма или аксессуаров, на каблуке не выше 7-10 см. Также женщины должны носить прозрачные колготы (чулки) телесного или серого цвета. При этом, независимо от времени года, появление женщин в офисе без колгот или чулок не рекомендуется.
Стиль Business Traditional обязателен для сотрудников компании при деловых встречах, переговорах с клиентами и партнерами, проходящими как в офисе компании, так и за его пределами. Стиль Business Traditional менее строгий, чем Business Best: для мужчин возможно использование темных костюмов в неяркую полоску, а летом — допустимы мужские костюмы светлых оттенков и серого цвета. Женщины, в зимнем варианте, могут носить деловой костюм любого темного цвета, а в летний период вполне допустима одежда светлых оттенков.
Стиль Business Friday используется для неформальных встреч, корпоративных неофициальных мероприятий. Мужчины могут надеть пиджак нестандартной расцветки (оливковый, светло-коричневый, в клетку), твидовый пиджак. Брюки могут отличаться от пиджака по цвету, допустимы брюки из вельветовой ткани. Рубашка может быть в клетку или яркую полоску. Запрещается носить галстук черного цвета, но допускается ношение рубашки без галстука. Мужская деловая обувь исключает кожу рептилий, также мужчинам запрещено ношение белых шарфов.
Для сотрудников компании установлены общегигиенические требования. В частности, работник всегда должен быть опрятен. Не допускается неумеренное использование одеколона и духов. Рекомендуется пользоваться одеколоном и духами, имеющими «легкий» аромат. Также, в соответствии с корпоративным дресс-кодом, не следует приходить на работу в одном костюме более двух дней подряд. Из рекомендаций для женщин: «Юбка должна соответствовать возрасту и комплекции, скрывать имеющиеся недостатки фигуры и подчеркивать достоинства», — говорится в материалах. Недопустимы видимые контуры нижнего белья и заминающиеся складки спереди.
Отдельное внимание уделяется украшениям. Для мужчин, в дневное время, помимо обручального кольца допустимы только классические запонки геометрических форм, к которым обязателен галстук. При этом важно, чтобы запонки гармонировали с часами. «Цепочки на шее не должны быть видны. Также не должны быть видны нательные кресты. Браслеты исключены», — приводит «Интерфакс» цитаты из документа.
Женщинам рекомендуется надевать золотые, серебряные или жемчужные украшения. Крупные бриллианты, украшения и драгоценности, днем в офисе неуместны, а на каждую руку следует надевать не более одного кольца. «Не допускаются висячие длинные сережки и звенящие браслеты. Серьги не должны быть в диаметре больше 2,5 см. Броши носят на левой стороне, не рекомендуется, чтобы они были броскими», — сказано в материалах. В деловом дресс-коде исключен пирсинг (несколько сережек в одном ухе, пирсинг носа, губ), ношение цепочек на ноге, татуировки в качестве украшения и т. п.
Волосы должны выглядеть аккуратно, но натурально, запрещены дреды, растрепанные пучки, аксессуары для волос ярких тонов, перья, бусинки, банты. Для мужчин недопустимы длинные волосы (ниже уровня скул).
Есть в корпоративном дресс-коде компании «Роснефть» и запрещенные элементы стиля. В частности, запрещены: вечернее декольте, открытые живот, спина и плечи; спортивная и пляжная одежда, джинсы; прозрачные или полупрозрачные ткани; белые или яркие носки; белые шарфы (для мужчин). Под запретом: накладные ресницы, неестественный (чрезмерный) макияж, тени ярких цветов, использование яркой губной помады, яркая и насыщенная подводка для глаз.
Дресс-код может использоваться и на различных официальных мероприятиях. Вы можете получить приглашение на светские или деловые мероприятия сопровождающиеся пожеланием или требованием одеться в соответствии с определенным дресс-кодом, указанном на приглашении. Речь может идти о визите в закрытый ночной клуб со строгим face control, полуофициальном ужине в помпезном ресторане, благотворительном вечере или приеме в посольстве. Подобные мероприятия, как правило, сопровождаются пожеланием или даже требованием одеться в соответствии с определенным дресс-кодом, указанном на приглашении. Знание основных обозначений дресс-кода даёт уверенность в том, что вам не придется испытывать неловкость из-за внешнего вида несоответствующего месту и событию.
Клиенты и партнеры любой компании воспринимают подтянутый внешний вид персонала как один из признаков надежности и благополучия компании, поэтому, подобные вышеизложенным требования к дресс-коду, взяты на вооружение практически всеми работодателями современного делового мира. Деловая одежда помогает сотрудникам идентифицировать себя с компанией и улучшает взаимодействие в команде, поэтому, корпоративный дресс-код, как и деловая одежда для офиса, многими руководителями рассматриваются как инструменты для формирования имиджа компании во внешней среде.