Традиционный День Мёртвых — Día de los Muertos — один из любимых праздников Мексике, Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе. Этот праздник во многом похож на Хэллоуин или День Всех Святых, традиции которого базируются на кельтском Самайне (Самхейне). Праздник Día de los Muertos совпадает с ним и по времени проведения — его празднуют 1 и 2 ноября. День Мертвых совпадает с завершением сельскохозяйственного цикла, а это время, которое всегда давало повод для отдыха т.к. было все необходимое для щедрых пиров.
Корни Дня Мёртвых уходят в глубь тысячелетий. День мёртвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя. По мнению учёных, ритуалы, связанные с почитанием умерших отмечались ещё 2500—3000 лет назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших — как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.
Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мёртвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль — богиня смерти. В современной мифологии этой богине соответствует символ Катрины. Внесение же этого праздника в список Мирового нематериального наследия ЮНЕСКО говорит о том, что в нем заключен смысл, делающий его ценным для всего человечества.
Вера в загробную жизнь у ацтеков не была связана со страхом вечных мук, они считали смерть — вратами в лучшее, более счастливое и радостное бытие, тем не менее, неразрывно связанное с миром живых. Мертвые предки были защитниками, покровителями и заступниками живых перед грозными богами, с которыми души общались гораздо проще и легче, чем живые люди. В семьях родители учили детей не бояться мертвых, внушали теплые чувства к ушедшим из мира живых родственникам и друзьям. Это примиряло их и к мысли о собственной смерти, и с неизбежностью потерь. Для этого любые атрибуты смерти во время этого праздника должны были связаться с чем-то радостным, легким и добрым: вкусным угощением, веселой музыкой, яркими нарядами.
С приходом христианства праздник был слегка «подправлен» идеологически (среди его символов появился крест), но не изменил своей сути — он остался веселым. Как ни странно, День Мёртвых гораздо меньше диссонирует с идеями христианства, чем Хэллоуин: многие подчеркивают, что для празднующих его людей души усопших — никак не связаны с нечистью и злом: они добрые, веселые, любящие и любимые.
Идущее еще из ацтекской традиции чествование черепов выливается в изготовление украшений и даже лакомств в виде черепа. Сахарные, шоколадные и пряничные черепа так же ярко и богато украшаются, как и лица людей. Так, в 2004 году студенты Национального автономного университета Мексики выстроили из 5667 сахарных, шоколадных и карамельных черепов стену, которая была занесена в Книгу рекордов Гиннесса
Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днём ангелочков (исп. Día de los Angelitos); 2 ноября, в День умерших (исп. Día de los Difuntos), почитают всех взрослых мертвецов. Кладбища ко Дню мёртвых украшают лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой. Своеобразные праздничные алтари — глиняные столы с угощением — украшены черепами, цветами и портретами умерших родственников. На алтари обязательно ставят Пан де Муэртос — хлеб для мертвых, который, конечно, съедят живые — за светлое и беспечальное бытие дорогих душ.
Праздничный карнавал и шествия со свечами призваны объединить живых и мертвых. Души в этот день незримо приходят посетить живых, и должны видеть, что у их близких все хорошо, они не грустят, но помнят...